8 (831)213-73-50
8 (831)212-52-02

Бокарева Ирина Борисовна

кандидат психологических наук,
заместитель директора по научной работе
Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр РОСТ», Россия, Нижний Новгород

Сущность образования

«…когда философы употребляют то или иное слово – «знание», «бытие», «объект», «я», «предложение», «имя», то всегда стоит поинтересоваться: так ли фактически употребляется слово в языке, откуда оно родом?»
Л. Витгенштейн

Введение

В данной работе речь пойдет о сущности образования. На основе анализа специальной литературы мы попытаемся как можно глубже вникнуть в суть понятия «образование» и дать характеристику некоторым аспектам этого сложного явления реальной действительности. В рамках этой работы мы рассмотрим образование в трех его аспектах: образование-процесс, образование-система и образование-результат.

О сложности этого явления, а образование – это предельно широкое социокультурное, социально-экономическое и собственно педагогическое явление, говорит уже и тот факт, что на данном этапе разработки проблем философии образования отсутствует однозначное толкование термина «образование». Ни в одном из проработанных нами источников не было представлено определения образование, которое в полной мере отражало бы суть этого сложного, многопланового явления. Само существование и роль образования в человеческой жизни, его наличие в семье, школе, обществе не оспаривается практически никем из теоретиков и практиков образования, но мнения относительно объектов и процессов, которые составляют сущность образования, даже на уровне отдельных его аспектов, расходятся довольно резко. Поэтому уже пытаясь дать определение образования, мы сталкиваемся с одной из важнейших проблем философии образования: Что же такое «образование»?

Отвечая на этот вопрос, обратимся к истокам, происхождению слова «образование». Согласно словарю В. Даля слово «образование» произошло от глагола образовать, образовывать. Глагол образовывать изначально имел множество значений, но для нас представляет интерес лишь одно из них : « – кого, совершать, улучшать духовно, просвещать; иногда придавать наружный лоск, приличное, светское обращение, что и составляет разницу между просвящать и образовать»1. Словарь Даля предлагает и толкование собственно слова «образование»: «степень или состояние кого въ семъ деле или образованность, состояние образованного, просвещенье, или // внешний лоск»2 . Глагол «образовывать» выражает действие. Таким образом, несмотря на то, что это существительное отглагольное, т.е. должно отображать как раз процессуальный характер, В. Даль свидетельствует, что оно в русском языке первой половины XIX в. употреблялось, в основном, в его предметном значении.

Существуют и другие определения образования, которые подчеркивают только его предметную составляющую, т.е. рассматривают образование в качестве достояния личности, приобретенного ею в процессе образовательной деятельности: «багаж» знаний, представлений о мире, умений, навыков учения и практической деятельности.
В качестве примера такого толкования образования Гусинский Э.Н. и Турчанинова Ю.И. в книге «Введение в философию образования» приводят педагогическое понимание образования, как совокупности или системы знаний, умений, навыков. Трудно согласиться с таким утверждением авторов данного пособия, т.к. это лишь одно из мнений относительно сущности образования, существующих в педагогике. Так Б.Т. Лихачев в своем учебнике по «Педагогике» характеризует образование следующим образом: «прежде всего образование есть относительный результат процесса обучения, выраженный в формировании у детей системы знаний, умений и навыков, отношения к явлениям природы и общественной жизни. Вместе с тем образование представляет собой и процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни»3. Это определение Лихачева демонстрирует, что в педагогике под «образованием» понимают и результат образовательной деятельности, и сам процесс образования.

А.А. Касьян в монографии «Контекст образования» также говорит о «понимании образования как процесса и как результата человеческой деятельности»4.

[1] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х тт. Т.2: И – О. – Оформл. «Диамант». – СПб.: ТОО «Диамант»,1996. С. 613
[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х тт. Т.2: И – О. – Оформл. «Диамант». – СПб.: ТОО «Диамант»,1996. С. 613
[3] Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. С.24
[4] Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение: Монография. – Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 1996. С. 11

Кроме упомянутых аспектов понятие «образование» часто употребляется и в значении «система образования». Все представленные аспекты образования составляют в своем единстве сущность целостного объекта, которым является образование.
А философия образования, выполняя систематизирующую функцию, должна изучить все формы проявления сущности образования и выработать наиболее четкое, исчерпывающее определение «образования», рассмотрев его во всех взаимосвязях и отношениях с другими явлениями окружающей действительности, тем самым дать наиболее полную характеристику этому явлению.
К сожалению, представители философии с этим не торопятся. Заглянув в несколько философских словарей, таких как Философский словарь/ под ред. И.Т. Фролова (1991), Философский энциклопедический словарь (1989) и др., мы не нашли в них понятия «философия образования» вообще, и большинство из них не содержит даже понятия «образование». Это упущение можно оправдать лишь тем, что философия образования – это сравнительно новая область философского знания, оформившаяся в самостоятельную дисциплину лишь во второй половине ХХ века.
Краткая философская энциклопедия издательства «Прогресс» (1994) и Философский энциклопедический словарь издательства ИНФРА-М (2001) подразумевают под образованием «духовный облик человека»5 и «процесс формирования облика человека»6 . Такое определение образования является несколько расплывчатым: оно не раскрывает в полной мере сущности образования, не дает представления о сложности этого явления. Более того, само понятие «духовный облик человека» нуждается в разъяснении.
Целью нашей работы не является всестороннее изучение всех аспектов образования, а лишь демонстрация того, насколько много неразрешенных проблем существует уже на уровне определения сущности образования, на уровне определения его аспектного содержания.
Только детально изучив образовательную природу, можно вести речь о решении насущных проблем в этой области, о реализации прогностической функции образования и стратегических разработках в сфере образования, наконец, о преодолении кризиса образования, которому в последнее время уделяется пристальное внимание.

[5] Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М,2001. С. 311

[6] Там же. С.311

Процессуальный характер образования

Во введении было представлено несколько определений образования, которые указывают на процессуальный характер этого явления. В данном разделе мы попытаемся дать более подробную характеристику образования как процесса. Существует множество мнений относительно содержания процесса образования. Большинство проработанных нами источников сводят проблему содержания процесса образования к соотношению образования, обучения и воспитания. Особенно много внимания решению этого вопроса уделяет педагогика.
Вопрос соотношения образования, обучения и воспитания является, по сути, очень сложным и противоречивым. Его можно назвать основным вопросом педагогики, точно как проблема соотношения бытия и сознания является основным вопросом философии.
Среди педагогов нет единого мнения по этому поводу. Например, Б.Т. Лихачев считает, что «воспитание включает в себя как часть в целое обучение и образование»7 , и что «этот процесс [воспитание] в широком смысле является процессом социализации человека»8.
Сластенин В.А. и его соавторы в учебном пособии «Педагогика» отмечают первоочередную роль воспитания. У них «воспитание отождествляется с социализацией»9 , но только если оно употребляется в широком смысле этого слова.
Безрукова В.С в своем учебном пособии «Педагогика» также называет объектом познания педагогики воспитание, а вернее объектом познания у нее выступает «Человек воспитывающий и Человек воспитывающийся»10 . Однако тут же относит к базисным категориям педагогики просвещение, воспитание и самовоспитание, образование и самообразование, обучение самообучение, воспитательные отношения, отмечая, что понятийно-терминологический аппарат педагогики – живое, подвижное, динамическое образование, который развивается не только под влиянием внешних обстоятельств, но и имеет законы своего внутреннего развития.

[7] Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. C.9

[8] Там же. С.17

[9] Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. С. 226

[10] Безрукова В.С. Педагогика: учеб. пособие / В.С. Безрукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. С.7-54

Предложенная точка зрения является лишь одной из многих, рассматривающих проблему соотношения между образованием, обучением и воспитанием. Между ними существует субординация и несколько другого порядка, когда воспитание рассматривается в его узком значении «как совокупность влияний на формирование личности, приводящую к усвоению навыков поведения в данном обществе и принятых в нем социальных норм»11 . Сластенин В.А. также признает наличие у слова воспитание узкого значения, которое позволяет нам поставить воспитание наряду с обучением в разряд способов, путей получения образования, образованности, или же рассматривать его в качестве одной из составляющих процесса образования. Он понимает под образованием «те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества»12 . Рассматривая образование как педагогический процесс, он описывает его следующим образом: «это движение от целей образования к его результату путем обеспечения единства обучения и воспитания»13 . Авторы данного пособия понимают под образованием не только процесс, выражающийся в единстве обучения и воспитания, и не только результат образовательной деятельности, но еще и систему образования, как социальный институт, который и занимается выработкой целей образования. Об образовании в значении результата и системы образования мы еще поговорим позднее, а сейчас вернемся к рассмотрению вопроса о соотношении образования, обучения и воспитания.
Таким образом, педагогике свойственно сводить процесс образования к педагогическому процессу, который специально организуется в рамках системы образования. Это несколько ограниченная характеристика образовательного процесса, т.к. нельзя отрицать значимости другой его составляющей: саморазвития. Саморазвитие является важным компонентом процесса образования личности, формирования его нравственного, интеллектуального, научно-технического и культурного потенциала. Это наглядно демонстрирует определение образования, приводимое в БЭС: «Образование – процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально-значимым опытом человечества, воплощенном в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие деятельности личности по сохранению и развитию материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования – обучение и саморазвитие»14 .
Зеленов Л.А. в брошюре «Потенциал человека» дает обстоятельный анализ процесса образования, где сводит понимание процесса образования к «процессу формирования системы знаний человека; информационной готовности к деятельности»15 .

[11] Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос,2001. С. 95

[12] Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. С. 75

[13] Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. С.83

[14] Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская Энциклопедия; СПб.: Норинт,2000. С. 826

[15] Зеленов Л.А. Потенциал человека. (В помощь лектору). Горький: Знание,1988.С.7

Он рассматривает процесс образования наряду с воспитанием, «процесс формирования системы социальных установок личности; мотивационной готовности к деятельности»16 , и обучением, «процесс формирования системы умений человека; операциональной готовности к деятельности»17 , в качестве компонентов понятия развитие, в котором и отражается их единство. Эти три процесса осуществляют «передачу обществом и освоение ребенком общечеловеческих ценностей, содержания накопленного исторически социального опыта человечества, превращающего ребенка в Человека»18 в ходе его идентификации. Идентификация, в свою очередь, является основной и определяющей формой социализации, которая превращает индивида в человека и закладывает фундамент для обретения им своей индивидуальности и становления личности. Зеленов подробно анализирует процесс образования, воспитания и обучения и признает значимость процессов саморазвития: самообразования, самовоспитания и самообучения в становлении культуры личности, но упоминает о них лишь вскользь. Он отводит им основную роль в осуществлении следующего уровня социализации – индивидуализации.
Существуют и другие подходы, определяющие характер отношений между образованием, обучением и воспитанием. В рамках данной работы хотелось бы подробнее остановиться еще на одном подходе, связанном с рассмотрением вопроса соотношения образования, воспитания и обучения. Этот подход представляет воспитание и образование в качестве равноправных компонентов процесса развития личности. Воспитанию при этом отводится роль процесса усвоения личностью нравственных норм и форм поведения, ценностей, культивируемых в данном обществе. Образование сужается при этом до понимания его лишь как процесса обучения. Оно сводится к «освоению личностью конкретных содержательных аспектов культуры, приобретение грамотности в существующих в ней языках и ориентированности в текстах»19 .
При этом образование, становясь результатом процесса обучения, и воспитание, воспитанность, являясь результатом процесса воспитания, в своем единстве отражают реальный потенциал человека на том или ином этапе его развития.
Но понятия образование и обучение далеко не тождественны. Кравченко А.И. объясняет различие между образованием и обучением так: «обучение дает квалификацию, образование – метаквалификацию, т.е. систему знаний, облегчающую поиск и усвоение новых знаний»20 . Он иллюстрирует свое утверждение очень интересным примером. Американские фермеры имеют не только высокую квалификацию, которую им дали опыт работы на ферме и среднее образование. Они имеют метаквалификацию, которая дает знание того, к кому и когда обратиться за советом – к юристу, ветеринару, местному агенту по снабжению и т.д. Метаквалификация, таким образом, позволяет человеку найти нужную информацию и усвоить ее, даже если она находится за пределами его личного опыта.

[16] Там же. С.8

[17] Там же. С.8

[18] Зеленов Л.А. Потенциал человека. (В помощь лектору). Горький: Знание,1988. С.8

[19]  Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос,2001. С. 96

[20] Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.:ПЕР СЭ; Логос, 2000. С.480

Сложность упорядочения этих трех понятий: образование, обучение и воспитание, заключается в том, что явления, которые они отражают, настолько тесно взаимосвязаны, что объемы их частично перекрываются, и отделить их друг от друга можно только теоретически. На практике же они образуют единое целое, комплекс, от успешной реализации которого зависят количественная и качественная характеристика образования личности, ее нравственный, умственный, производственный, творческий потенциал, т.е. реальный уровень образования. Примечательно, что в английском языке слово «education» включает в себя одновременно все значения: и воспитание, и образование, и обучение. Понятие «education» охватывает весь процесс приобщения человека к культуре общества. Для сознания носителей английского языка не существует разницы между этими явлениями, они для них едины.
Наиболее оптимальным подходом, определяющим соотношение между образованием, обучением и воспитанием, нам представляется тот, где образование выступает интегрирующим понятием, а обучение и воспитание, наряду с саморазвитием являются его компонентами, т.е. путями приобщения человека к социально-культурному опыту. Аргументом в пользу такой иерархии можно расценивать и тот факт, что социальный институт, который берет на себя ответственность по организации передачи социально-культурного опыта, называется системой образования. В его названии нет упоминания ни о воспитании, ни об обучении, но они подразумеваются при этом, т.е. под образованием мы понимаем и процесс обучения, и процесс воспитания. И название научной дисциплины «Философия образования» в очередной раз доказывает интегрирующую роль образования. Под образованием понимают целостный процесс передачи духовных и материальных ценностей от одного поколения другому, протекающий как рамках системы образования, так и организованный человеком самостоятельно.
Что касается путей получения образования, образованности, которые мы определили как составляющие процесса образования, то это также очень сложный вопрос, требующий основательного рассмотрения. В определении, предложенном БЭС, присутствует одна очень существенная ремарка: «основные пути получения образования – обучение и саморазвитие»21 , т.е. подразумевается, что существуют и другие пути овладения социально – значимым опытом человечества.
К их числу можно отнести воспитание в его узком значении, т.е. «целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей»22.
Под обучением понимают «основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под рук. педагогов, мастеров, наставников и т.д.»23 , или «самый важный и надежный способ получения систематического образования», «специфический способ познания, управляемый педагогом»24 . Из этих определений следует, что характерными чертами обучения являются регулирование из вне, систематичность, целенаправленность.
Следующий способ получения образования – это саморазвитие. Саморазвитие – это «одно из свойств человека изменять в положительном (прогрессивном) направлении свой внутренний духовный мир»25 . Оно может осуществляться как в неосознанных формах (подражание, стихийная адаптация, игра и др.), так и в осознанных, в число которых входят самовоспитание, самообучение и самосовершенствование, когда человек сам задается целью изменить себя собственными усилиями.
Обобщая характеристику образования как процесса, мы можем констатировать, что оно является интегрирующим понятием, которое включает в себя воспитание и обучение в качестве специально организованных обществом путей получения образованности, и саморазвитие: самообучение, самовоспитание, самосовершенствование, которые образуют независимую от интересов общества, организованную самим человеком составляющую процесса образования. Под образованием следует понимать «целостный процесс становления и развития личности, принятия ею нравственных норм, усвоения разного рода информации»26 . Существенной характеристикой процесса образования является целостность, единство всех его компонентов, и только относительная их автономность.

[21] Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская Энциклопедия; СПб.: Норинт,2000. С. 826

[22] Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская Энциклопедия; СПб.: Норинт,2000. С. 227

[23] Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская Энциклопедия; СПб.: Норинт,2000. С. 827

[24] Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. С.186

[25] Глоссарий современного образования / Под ред. В.И. Астаховой и А.Л. Сидоренко. – Харьков: ОКО, 1998. С.206

[26]  Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос,2001. С. 95

Продемонстрировав различные точки зрения относительно характера отношений между образованием, обучением и воспитанием и представив образование в качестве интегрирующего понятия, хотелось бы развить идею относительно места и роли образования в ходе социализации личности.
Социализация, по Зеленову, «система деятельности по передаче и освоению социального опыта человечества индивидом»27 , которая включает в себя три формы или уровня: идентификацию, индивидуализацию и персонификацию. Все три формы осуществляются одновременно, параллельно, но на разных этапах становления личности превалирует какая-то одна из них. Процесс образования можно рассматривать в качестве «основного механизма социализации»28 .
Образование – это тот механизм, совокупность процессов, которые влияют на осуществление всех трех форм социализации. В таком случае, процесс образования должен быть представлен на каждом уровне социализации. Как мы уже упоминали, в ходе идентификации организованный процесс передачи социально-культурного опыта представлен обучением и воспитанием, а в ходе индивидуализации путями приобщения к культуре общества выступают самообучение, самовоспитание и самосовершенствование. Остается выяснить, как этот механизм выражен на уровне персонификации. В ходе персонификации достигается становление личности, которое выражается в творческом характере его деятельности, в активном преобразовании социально-значимого опыта. «Цель и задачи персонификации как высшей формы социализации состоят в превращении каждой конкретной личности в активного субъекта социализации, способного изменять жизненные обстоятельства в соответствии с жизненными позициями»29 . На этом уровне социализации также присутствует процесс образования. Образование – это «также любой акт воспроизведения либо создания новых ценностей, ибо, делая что-то, создавая что-то, человек всегда учится, приобретает знания»30 , совершенствует их, т.е. любой акт человеческой деятельности несет в себе познавательный характер.

[27] Зеленов Л.А. Потенциал человека. (В помощь лектору). Горький: Знание,1988.С.6

[28] Прахова Ж.В. Образование – важнейший механизм социализации личности // Политика, образование: Межвузовская научная конференция: Труды / МИЭМиП. Нижегородский филиал. – Н.Новгород,2000. С.25

[29] Филиппова Л.В. Философские основы теории и практики социальной педагогики: Автореф.дис..док.филос.наук / НАСИ. – Н.Новгород, 1992. С.21

[30] Экономика науки, сферы образования и высшей школы // Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Изд-во РЭА, 2000. – Гл. 26. С 355.

В последнее время в условиях активного внедрения информационных технологий и компьютерной техники в сферу образования приходится сталкиваться с сугубо информационным подходом к пониманию самой сущности процесса образования. Образовательный процесс при этом рассматривается как канал передачи информации от преподавателя или автоматизированного устройства, его заменяющего, к учащемуся, который является потребителем этой информации. Роль информационно-компьютерных средств в интенсификации процесса образования нельзя отрицать, но при таком подходе теряется «эмоционально полноценный характер жизнедеятельности учащихся, основанный на апелляции к индивидуально неповторимому духовному миру каждого из них»31 .
Много внимания рассмотрению процессуального аспекта образования уделяет Гершунский в книге «Философия образования». Он выделяет в качестве основы образовательного процесса систему многоплановых отношений субъектов и объектов, которые сопутствуют педагогическому процессу на любом уровне. Образование он рассматривает как «процесс субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с учащимися, когда учащийся, студент, слушатель по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в полноправного соучастника, иными словами, в субъект педагогической взаимодеятельности. Причем взаимодеятельности (общения, коммуникации) не только педагога с учащимися, но учащихся друг с другом»32 . По сути, он считает, что философия образования должна заниматься выяснением роли и места человека (педагога и учащегося, ученого и управленца) в образовательном процессе. Характер этих субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, эмоциональная среда их проявления и должны находиться в поле зрения ученых, занимающихся проблемами образования.
К ведомству философии образования он относит и «сакраментальный вопрос: «Что есть педагогика? Строгая полноценная наука или сотканное из бесчисленных творческих актов, основанное на интуиции и эмоциях педагога искусство?»33 Педагогика является наукой, когда речь идет о теоретическом обосновании, проектировании и конструировании педагогических систем, постановке общих целей и задач образовательного процесса, выработке методов, средств и организационных форм образовательного процесса. И в то же время педагогика превращается в искусство, когда на основе творческого подхода педагог выбирает и реализует в своей деятельности те компоненты педагогической системы (цели, содержание, методы, средства, формы организации), которые наиболее соответствуют специфике преподаваемого предмета, способностям и интересам учащихся, а также в наибольшей степени стимулируют их познавательную активность.

[31] Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: МПСИ: Флинта,1998. С.49

[32] Там же. С.46,47

[33] Там же. С. 50

На уровне философии образования должны решаться и такие вопросы как трансформация целей преподавания (в деятельности педагога) в цели учения (в деятельности учащихся), преобразования системы научных знаний в знания учебные и многие другие, носящие процессуальный характер.
В этом разделе мы попытались затронуть лишь обзорно некоторые проблемы, касающиеся образования как процесса. Эти проблемы и многие другие требуют обстоятельного анализа, и их разработкой призвана заниматься философия образования.

Образование как система

Мы подошли к рассмотрению понятия образование в следующем важном его значении «система образования», о котором уже неоднократно упоминали в ходе данной работы. Понятие система образования также носит многоаспектный характер.
. Начиная характеристику системы образования, необходимо отметить, что образование, система образования сама является подсистемой социума наряду с другими его институтами: здравохранением, политикой, экономикой, правом. Образование – это «один из социальных институтов в системе общественного разделения труда»34 , призванный помочь человеку приобщиться к культурным ценностям общества. В этом значении систему образования нужно рассматривать как социальную макросистему, включающую следующие компоненты:
органы управления образованием
сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, институты, университеты, академии и т.д.)
общественные образовательные организации (творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и методические советы и др.)
учреждения инфраструктуры науки и образования (проектные, производственные, клинические, профилактические, фармацевтические, культурно-просветительные предприятия, типографии и т.д.)
учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся
периодические издания, отражающие последние достижения научной мысли35
Для обозначения системы образования в этом ее значении иногда используют определение «сфера образования».
К функциям системы образования относят:
передачу (трансляцию) знаний от поколения к поко¬лению и распространение культуры;
генерирование и хранение культуры общества;
социализация личности, особенно молодежи, и ее ин¬теграция в общество;
определение статуса личности;
социальный отбор (селекция), дифференциация чле¬нов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение со¬циальной структуры общества, индивидуальная мо¬бильность;
обеспечение профессиональной ориентации и про¬фессионального отбора молодежи;
создание базы знаний для последующего непрерывно¬го образования (техникум, вузы, аспирантура/различ¬ные курсы и т. д.)
социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;
социальный контроль.36

[34] Энциклопедия профессионального образования: В 3 –х тт. Т.2: М – П / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: РАО: АПО,1999. С.148

[35] Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.:ПЕР СЭ; Логос, 2000. С.478

[36] Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.:ПЕР СЭ; Логос, 2000. С.479

В традиционном понимании образование – это система, в рамках которой преимущественно реализуется образовательный процесс, т.е. сеть образовательных учреждений. Что же придает образованию статус системы? – Прежде всего, наличие общих системных свойств, которые характеризуют систему образования в целом. К числу таких свойств можно отнести «гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность»37 .
При всем многообразии образовательных подсистем система образования целостна. Это подтверждается тем, что сбои в функционировании любого компонента системы неизбежно влияют на работу других преемственно связанных компонентов системы в целом. Целостность системы образования подтверждаются также единой целью и задачами.
Энциклопедия профессионального образования выделяет две специфические задачи, которые вменяются системе образования: «а) превратить имеющийся в обществе социально-культурный опыт в достояние всех его членов в той мере, в какой они нуждаются в нем для полноценной и приносящей удовлетворение жизни; б) сформировать у человека способность к обогащению имеющегося опыта собственным вкладом» 38.
Система образования как посредник между личностью и культурой общества занимается передачей передового социально-культурного опыта от поколения поколению, превращая его из достояния общества в достояние отдельной личности. Но не это является конечной целью процесса образования, реализацией которого и занимается система образования. Образование, как система, призвано не только отобрать ценные знания материальной и духовной культуры и обеспечить их передачу конкретной личности наиболее эффективными способами, т.е. осуществлять процесс образования. Оно должно отладить механизм по передаче культурных ценностей таким образом, чтобы полученные человеком в результате образовательной деятельности знания, умения и навыки оформились в систему, которая стала бы необходимым условием для созидательной деятельности человека по преобразованию материальной и духовной культуры общества. Для повышения эффективности процесса образования, система образования ведет непрерывный поиск наиболее продуктивных путей передачи культурных ценностей, реализуя на практике различные образовательные программы.

[37] Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: МПСИ: Флинта,1998. С.40

[38] Энциклопедия профессионального образования: В 3 –х тт. Т.2: М – П / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: РАО: АПО,1999. С.148

Иногда понятие система образования подменяется понятием педагогическая система. Такое определение педагогической системы можно найти в «Глоссарии современного образования»: педагогическая система – «совокупность государственных и общественных учреждений и ор¬ганизаций, систе¬матически занятых разработкой и осуществлением целей, содержания, методов, средств и организационных форм учеб¬но-воспитательной деятельности»39 .
Понятие «педагогическая система» охватывает два вида систем: система, в которой протекает педагогический процесс, т.е. собственно система образования в традиционном ее понимании; система педагогического процесса.
В качестве системы протекания педагогического процесса может выступать как система образования в целом, т.е. сеть образовательных учреждений, так и отдельные ее компоненты: школа, класс, учебное занятие и т.д. Каждый из этих компонентов может выступать в качестве самостоятельной системы, элементами которой являются – педагоги, учащиеся и условия, в которых происходит их взаимодействие. «Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных и других. Есть и специфические для каждой системы условия. К внутришкольным условиям, например, относятся материально-тех¬нические, санитарно-гигиенические, морально-психологи-ческие, эстетические и другие условия»40 .
Педагогическая система как система педагогического процесса включает в себя все многообразие следующих взаимосвязанных компонентов: целей учебно-воспитательной и развивающей деятельности; содержания этой деятельности (фиксируемого в учебных планах, программах, учебниках, учебных пособиях компьютерных обучающих программах, разнообразных видео, информационных, телекоммуникационных и т.п. средствах); методов обучения, воспитания и развития учащихся (процессуально понимаемой технологии образовательной деятельности); средств, используемых в педагогическом процессе; организационных форм, в которых образовательная деятельность реализуется с тем или иным эффектом.

[39]  Глоссарий современного образования / Под ред. В.И. Астаховой и А.Л. Сидоренко. – Харьков: ОКО, 1998. С.212

[40] Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед.учебных заведений. – М.: ВЛАДОС,1996. С. 181

На уровне локального учебного заведения, учебного занятия педагогическая система в ходе практической педагогической деятельности реализуется в форме учебно-воспитательной системы. Компонентами этой системы выступают цели, содержание, методы, средства и формы организации обучения и воспитания, специфические либо для уровня и профиля данного конкретного учебного заведения, либо для учебного предмета.
«Педагогическая система» включает в себя и другие трактовки этого понятия. Иногда это понятие используется для обозначения «плодотворной научной и практической деятельности крупных ученых»41 (А.С. Макаренко, М. Монтессори и др.) или «теории, концепции или системы взглядов («школы») в области педагогики и педаго-гической психологии»42 .
Б.С. Гершунский предлагает «апеллировать к весьма широкому понятию «педагогическая система», прежде всего, для общей характеристики и критериальной, теоретической оценки интегративно понимаемой учебно-воспитательной, научно-педагогической (исследовательской) и управленческой деятельности в соответствующих социальных условиях, т.е. на уровне всего общества, социума. Только в этом случае понятию «педагогическая система» может быть придан достойный этого глобального понятия не только сугубо педагогический, но и социально-культурный смысл, подчеркивающий первостепенное значение этой системы для развития социума, для реализации его важнейшей личностно-созидательной функции»43 . Он ставит в один ряд понятия сфера образования и педагогическая система.
Все многообразие содержательных трактовок понятия система образования, в свою очередь, указывает на его многоаспектный характер. При рассмотрении вопроса о его аспектном содержании мы сталкиваемся с некоторой терминологической путаницей, устранение которой также можно вменить в обязанность философии образования.

[41] Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: МПСИ: Флинта,1998. С.46

[42]  Глоссарий современного образования / Под ред. В.И. Астаховой и А.Л. Сидоренко. – Харьков: ОКО, 1998. С.212

[43] Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: МПСИ: Флинта,1998. С.46

Образование как результат

Образование – это еще и результат образовательной деятельности, «фиксирующий факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния «потребителей продукции» образовательной сферы»44 .
Дефинируя понятие «образование», многие исследователи этой проблемы прибегают к употреблению в качестве синонима к его предметному значению термин «образованность». Об этом свидетельствуют и рассмотренное нами определение образования, предложенное В.Далем, и определение, приведенное в ЭПО, а также приводимые А.А. Касьяном высказывания участников дискуссии, посвященной проблеме сущности образования, которая проводилась в «Литературной газете» (1987).
Под образованностью понимают «установки, знания, понимание, умения, сложившиеся в ходе учебной деятельности и рассматриваемые в ракурсе их применения для выполнения познавательных и практических задач»45 .
Иногда образованность рассматривают как «меру познавательной активности индивида, выраженную в уровне приобретенных, систематизирующих знаний, которые можно применять в практической деятельности»46 . Часто под образованием как раз и понимают уровень образования. Показателем уровня образования формально является наличие документа об окончании какого-либо учебного заведения. Наличие этого документа (аттестата, диплома, свидетельства) является подтверждением того, что данный человек обладает достаточной суммой знаний, умений и навыков для реализации их в определенной деятельности: общественной, профессиональной, образовательной.
По характеру знаний различают общее и профессиональное образование. В зависимости от объема знаний и умений общее и профессиональное образование в свою очередь подразделяется на определенные группы. В РФ, например, установлены следующие уровни образования: 1) основное общее образование; 2) среднее общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование.

[44] Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: МПСИ: Флинта,1998. С.57

[45] Энциклопедия профессионального образования: В 3 –х тт. Т.2: М – П / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: РАО: АПО,1999. С.148

[46]  Глоссарий современного образования / Под ред. В.И. Астаховой и А.Л. Сидоренко. – Харьков: ОКО, 1998. С.143

Образование, в значении уровня образования, в свою очередь, выступает и признаком принадлежности человека к определенной социальной группе, социальному классу. Иногда образование является решающим фактором признания человека членами определенной группы общества, к которой он хотел бы принадлежать. Причем чем выше образовательный уровень группы, тем больше требований к кандидату в ее члены предъявляется: им недостаточно формального подтверждения уровня образования, т.е. документа, они требуют от человека демонстрации его реального уровня образования.
Более детальную характеристику образования, как результата образовательной деятельности можно найти у Б.С. Гершунского. Он рассматривает образованность лишь как один из компонентов понятия образование. Образование как результат образовательной деятельности на разных этапах становления личности может быть выражен различными категориями. Для характеристики предметного аспекта образования Гершунский предлагает следующие категории: «грамотность», «образованность», «профессиональная компетентность», «культура», «менталитет»47 . Эти категории представляют собой сложную иерархическую лестницу.
В современном понимании грамотность выходит за рамки просто умения читать, писать и считать. В ней должны быть представлены «важнейшие объективные характеристики и параметры природы, общества, человека, его духовные, нравственные личностные устои и ориентиры, а также способы познания этих характеристик и параметров в естественном единстве с формируемыми отношениями к ним»48 . Грамотность является «исходным результативным компонентом образовательной деятельности»49 , который важен и сам по себе и как основа, необходимая ступень и образованности, и профессиональной компетентности, и культуры, и ментальности личности. Грамотность обеспечивает человеку определенные стартовые возможности. Под грамотностью можно понимать некий образовательный минимум, который выражается в образовательном стандарте, разработкой которого занимаются органы управления образованием.
Образованность – это грамотность, доведенная до личностно необходимого максимума. Образованность и грамотность – категории однопорядковые в структурном отношении, но между ними существуют различия количественного характера. Они различаются по объему, широте и глубине соответствующих знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих характеристик. Образованность предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества.

[47] Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: МПСИ: Флинта,1998. С.62

[48] Там же. С. 62

[49] Там же. С. 61

Категория «профессиональная компетентность» определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.
Под культурой можно понимать высшее проявление образованности человека и профессиональной компетентности. На уровне культуры выражается человеческая индивидуальность. Квинтэссенцией культуры выступает менталитет, формирование которого можно рассматривать в качестве высшей цели образования. Именно в этой категории воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека.
Обозначенные компоненты предложенной Б.С. Гершунским структуры отражают лишь общее направление последовательного обогащения результатов образования в процессе становления личности. Какого-то жесткого разделения этих компонентов и этапов их формирования не может быть, т.к. они по самой своей сути взаимосвязаны и взаимодополняемы. Целостность и интегративную сущность результата образования можно понять только на основе четкого представления о структуре и иерархии результативности образовательной деятельности, ее преемственно связанных этапах.
В качестве структурного компонента мировоззренческого сознания рассматривает образованность А.А. Касьян в монографии «Контекст образования». На основе знаний строится научное мировоззрение человека. К знаниям мировоззренческого характера можно отнести философские знания, некоторые знания о природе, некоторые социологические, исторические и другие гуманитарные знания, которые составляют образовательный потенциал каждого человека. В то же время без философских знаний, их включенности в сферу сознания человек не может считаться образованным, какими бы специальными знаниями он ни обладал. «Философия – стержень мировоззрения, а научное мировоззрение – показатель образованности»50 .
Научное мировоззрение выступает как высшая форма мировоззрения, развитием которого и «обречена» заниматься система образования, т.к. образование – это в первую очередь знания, методы их получения, способы обоснования, что является ядром научного мировоззрения. На основе знаний в мировоззрении любого типа строятся убеждения, которые в последствии становятся основанием поступков и действий человека, т.е. «убеждения переводят знания в деятельность»51 .

[50] Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение: Монография. – Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 1996. С. 12

[51] Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение: Монография. – Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 1996. С. 21

Межуев В.М., доктор филос. наук, участвовавший в дискуссии на страницах «Литературной газеты», тоже отмечает, что «образование связано с деятельностью – и профессиональной, и общественной, и политической»52 . Анализируя данные высказывания, можно сделать вывод о том, что образование есть еще и условие деятельности человека по преобразованию окружающей действительности. Подтверждение этому мы находим и в определении образования, предложенном БЭС, где образование рассматривается в качестве «необходимого условия деятельности человека по сохранению и развитию материальной и духовной культуры»53 .
Рассматривая образование как условие деятельности человека, хочется также отметить, что человек, обладая образованием в его предметном значении, т.е. образованностью, может внести вклад в развитие материальной и духовной культуры общества, а образование как процесс есть условие сохранения материальной и духовной культуры и передачи его от одного поколения другому.
Макс фон Лауэ, выдающийся ученый, нобелевский лауреат, дает парадоксальное по своей сути определение «образования», которое принимает во внимание также лишь его предметную составляющую: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается»54 . Естественно, возникает вопрос: А что же все-таки остается? – Остается целостное представление картины мира, сугубо индивидуальное для каждого человека, т.е. его мировоззрение, построенное на основе тех знаний, или той информации, которые он приобрел в процессе образования, и которой ему достаточно для объяснения всех взаимосвязей и отношений, царящих в окружающем его мире и определения своего места в нем. Вся «лишняя» информация, полученная человеком в процессе образовательной деятельности, но не имеющая первостепенной значимости для его жизнедеятельности, для объяснения тех или иных явлений, происходящих в «жизненном мире» данного конкретного человека, который он сам себе создал, смоделировал, просто забывается в силу своей невостребованости. Если же человек сталкивается с каким-то явлением, которое противоречит его пониманию миропорядка или просто не укладывается в его систему «жизненного мира», то он вновь прибегает к образованию, чтобы найти ту информацию, те знания, которые помогли бы ему навести порядок в его понимании картины мира. Иными словами, человек, хочет он того или нет, пускается на поиск знаний путем образования для того, чтобы обновить устаревшие знания, расширить свою образованность. В этом нам представляется и состоит суть вопроса о непрерывности образования, которую подтверждает и народная мудрость: «Век живи, век учись».

[52] Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская Энциклопедия; СПб.: Норинт,2000. С. 826

[53]  Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос,2001. С. 99

Характеристика предметного аспекта образования не ограничивается кругом рассмотренных выше проблем. Мы отразили в этом разделе некоторые мнения, касающиеся результата образовательной деятельности, но проблем, связанных с упомянутым аспектом значительно больше. Только путем философско-образовательного анализа можно решить вопросы оценки качества образования, детерминированности образовательного минимума объективными факторами, определения оптимальной пропорции гуманитарных, естественных и других наук в образовательном стандарте и многие другие, относящиеся непосредственно к предметному аспекту образования.

Заключение

Изложенные выше аналитические доводы не претендуют на какую бы то не было завершенность. Нашей задачей было лишь обозначить проблему содержательной характеристики сущности образования, акцентировать внимание на тех многочисленных спорных моментах внутри обозначенных аспектов образования, от решения которых зависит функционирование образования, развитие всех его аспектов, а вместе с тем и развитие культурного, интеллектуального, нравственного, экономического потенциала человека и общества в целом.
Стоит, справедливости ради, заметить, что интерес в научных трудах к проблеме определения сущности образования достаточно большой, и образование как общественное явление подвергается постоянному анализу, развитию, обновлению, совершенствованию, что также осложняет его четкое единое толкование. Процесс развития понятия «образование» можно проследить, например, с позиции российского законодательства. Если в Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» под «образованием» понимался «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)»55 , то уже в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 № 273¬-ФЗ мы имеем дело с более сложным социальным явлением: «Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»56 .

[55]  Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»

[56]  Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 № 273­-ФЗ

В данной работе были представлены различные подходы к определению сущности образования в трех его аспектах: процесс, результат и система, разработкой которых занимаются такие науки, как педагогика, философия, социология, психология. Можно вести речь и о ценностной сущности образования. Вероятно, имеют место и другие подходы, с позиций которых можно рассматривать сущность образования, но уже и внутри представленных в нашей работе аспектов существует достаточно проблем, требующих скорейшего решения. Философия образования как раз и занимается разработкой проблем, связанных с поиском наиболее фундаментальных стратегических оснований и приоритетов развития данной сферы, предопределяющих будущее и образования, и каждого отдельно взятого человека, и общества. Как никогда актуально звучат сегодня слова В.И. Вернадского, сказанные им еще в начале прошлого столетия: «Спасение России заключается в поднятии и расширении образования и знания. Только этим путем возможно достижение правильного государственного управления, только поднятием культуры можно сохранить сильно пошатнувшееся мировое значение нашей родины».
Однако трудно говорить о сколько-нибудь надежной стратегии в сфере образования без четкого понятийно-терминологического обоснования самих объектов этой стратегии. Преодоление понятийно-терминологических несоответствий при характеристике содержания (процессов и объектов) образования затрудняет ведение конструктивного диалога вокруг проблем, возникающих в данной сфере. Решение этого вопроса является первоочередной задачей онтологии образования.

Список литературы:

1. Безрукова В.С. Педагогика: учеб. пособие В.С. Безрукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 381 с. – (Высшее образование)
2. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская Энциклопедия; СПб.: Норинт,2000. – 1456 с.: ил.
3. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: МПСИ: Флинта,1998. – 432 с.
4. Глоссарий современного образования / Под ред. В.И. Астаховой и А.Л. Сидоренко. – Харьков: ОКО, 1998. – 272 с.
5. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос,2001. – 224 с.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х тт. Т.2: И – О. – Оформл. «Диамант». – СПб.: ТОО «Диамант»,1996. – 784 с.
7. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»
8. Зеленов Л.А. Потенциал человека. (В помощь лектору). Горький: Знание,1988. – 32 с.
9. Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение: Монография. – Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 1996. – 184 с.
10. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.:ПЕР СЭ; Логос, 2000. – 640 с.: ил. – (Современное образование)
11. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагоги-
ческих учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.
12. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед.учебных заведений. – М.: ВЛАДОС,1996. – 432 с.: ил.
13. Прахова Ж.В. Образование – важнейший механизм социализации личности // Политика, образование: Межвузовская научная конференция: Труды / МИЭМиП. Нижегородский филиал. – Н.Новгород,2000. – С.25-27.
14. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 № 273¬-ФЗ
16. Филиппова Л.В. Философские основы теории и практики социальной педагогики: Автореф.дис..док.филос.наук / НАСИ. – Н.Новгород, 1992. – 31 с.
17. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 6-е изд., перераб.и доп. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.
18. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М,2001. – 576 с.
19. Экономика науки, сферы образования и высшей школы // Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Изд-во РЭА, 2000. – Гл. 26. – С 349-362.
20. Энциклопедия профессионального образования: В 3 –х тт. Т.2: М – П / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: РАО: АПО,1999. – 440 с., ил.